22:41 24.11.2013
Мира Маик опубликовала запись

Столкновение галактик в рентгеновских лучах Chandra...

Наблюдения с помощью рентгеновской обсерватории НАСА Чандра (Chandra) помогли астрономам обнаружить в огромное облако раскаленного газа в далекой галактике, находящейся от нас на расстоянии 60 миллионов световых лет.

Горячее облако газа, скорее всего, появилось вследствие столкновения карликовой галактики с гораздо большей по размеру галактикой NGC 1232. Если информация подтвердится, то это будет первый раз, когда подобное взаимодействие галактик было обнаружено только в рентгеновском диапазоне.
Выше показано комбинированное изображение этого столкновения, составленное из наблюдений в рентгеновском и оптическом диапазонах.
Взаимодействие карликовой и спиральной галактик вызвало ударную волну, что породило большое количество горячего газа с температурой порядка 6 миллионов градусов. Этот горячий газ, снятый обсерваторией Чандра в рентгеновском диапазоне (на снимке он лилового цвета), имеет форму кометы, в соответствии с движением карликовой галактики. Спиральная галактика, снятая в оптическом диапазоне Очень Большим Телескопом из Европейской Южной обсерватории, окрашена в синий и белый цвета.
Голова этой «кометы» является областью, которая содержит несколько очень ярких звезд и самое сильное рентгеновское излучение. Процесс звездообразования, возможно вызванный ударной волной, привел к появлению ярких массивных звезд. В этом случае рентгеновское излучение порождено ветром от этих гигантских светил и остатками взрывов сверхновых (конечный этап эволюции звезд-гигантов).
Массу всей области горячего газа определить довольно сложно, так как двухмерное изображение не позволяет понять концентрируется ли газ в форме тонкого блина или распределен по большой сферической области. В первом случае масса газа равняется массе сорока тысяч солнц. Если ж
е газ распределен равномерно в пространстве, то его масса может быть намного больше, около трех миллионов раз массивнее Солнца.
Горячий газ будет продолжать светиться в рентгеновском диапазоне еще несколько десятков или даже сотен миллионов лет, в зависимости от траектории столкновения. Само столкновение галактик продлиться еще около 50 миллионов лет. Таким образом, поиск областей горячего газа в галактиках может помочь оценить частоту столкновений с карликовыми галактиками и понять, насколько важны подобные процессы для роста галактик.
Альтернативным объяснением этого рентгеновского излучения может являться версия, что горячие облака газа порождены сверхновыми и ветрами от большого количества массивных звезд, расположенных на одной стороне галактики. Однако отсутствие следов радио, инфракрасного— и оптического излучения свидетельствуют против этой теории.
Столкновение карликовой галактики со спиральной галактикой NGC 1232