14:55 29.04.2018

Опубликована захватывающая дух анимация, составленная из фотографий поверхности кометы 67P/Чурюмова — Герасименко

Европейское космическое агентство (ЕКА) опубликовало захватывающий дух анимацию, сделанную из фотографий поверхности кометы 67P/Чурюмова — Герасименко.

Кадры были сняты еще в 2014 году посадочным модулем "Филы", который не совсем удачно "прикометился" на это небесное тело. Из-за посадки в месте, затененном скалой, спускаемый аппарат смог проработать лишь 3 дня, после его батареи разрядились. Почти через год "Филы" вновь ожил на 26 дней, так как место, в котором находился модуль, перестал быть в тени из-за положения кометы, и солнечный батареи смогли вновь зарядить аппарат. За эти короткие промежутки был передан большой объем информации, среди которых и уникальные кадры поверхности 67P/Чурюмова — Герасименко. И из некоторых этих кадров, снятых непосредственно во время посадки, на Земле сделали потрясающую анимацию.

Может показаться, что кадры сняли на Земле, во время сильной метели... Но это действительно поверхность кометы. Анимация охватывает период в 25 минут. Credit: ESA/landru79.

На анимации очень отчетливо заметен своеобразный "снег". Эти "снежинки" имеют, видимо, два происхождения:

1. Пыль, освещенная солнечными лучами. Её движение крайне хаотично. Так как анимация охватывает период в 25 минут, то и пыли этой попало в кадр достаточно много. В то время, когда "Филы" производили съемку на комете, она была рядом со своим перигелием, т.е. в ближайшей к Солнцу точке своей орбиты. Льды, находящиеся на поверхности кометы, из-за нагрева сублимируются, и тогда потоки газа уносят за собой пылевые частички;
  2. Звезды. В отличие от пыли, которая хаотично летает, звезды располагаются на заднем плане и двигаются равномерно в одну сторону из-за вращения кометы. При этом видны только достаточно яркие звезды. Кстати, в левом верхнем углу на некоторых кадрах можно заметить даже целый "комок" звезд. Видимо, в кадр камеры аппарата "Филы" попало некое звездное скопление.

АМС "Розетта", на борту которой находился спускаемый модуль "Филы", был запущен 2 марта 2004 года с использованием РН "Ариан 5G+" для исследования кометы 67P/Чурюмова — Герасименко. В 2014 году станция приблизилась к комете. Отделение аппарата «Филы» от «Розетты» произошло 12 ноября 2014 года, после чего "Филы" 7 часов спускался на поверхность кометы. Посадка на небесное тело оказалась не самой удачной: из-за сбоя в работе прижимного двигателя и гарпунов "Филы" отскочил от поверхности. Отлетев на несколько сотен метров, аппарат вновь отскочил при посадке. И лишь при третьем касании "Филы" окончательно остался на поверхности кометы 67P/Чурюмова — Герасименко, но попал в затененную скалой область. Сама АМС "Розетта" еще несколько лет после посадки "Филы" находилась на орбите вокруг кометы, но 30 сентября 2016 года завершила свою миссию столкновением с этим небесным телом.

Июль