14:25 27.04.2018

Астрономы предполагают в Млечном пути новые и странствующие массивные черные дыры

Центр любой яркой эллиптической галактики и балдж (выпуклость) каждой спиральной галактики образует соответственно сверхмассивная черная дыра. Такая схема не является чем-то новым, а известность ей обеспечила научно-популярная литература еще в прошлом веке. Но вот в своем новом исследовании астрономам удалось показать, что спиральные галактики, как наш Млечный путь, включают в себя не одну, а сразу множество сверхмассивных черных дыр. Более того, такие черные дыры не стоят на месте, а странствуют по пространству в пределах своих галактик. При этом исследователи просчитали даже возможность того, насколько высока вероятность критического приближения такой странствующей черной дыры к нашей Солнечной системе.

Художественное представление сверхмассивной черной дыры в центре спиральной галактики.
Иллюстрация
Yale University
.

Сверхмассивные черные дыры могут обладать миллионами и даже миллиардами солнечных масс, при этом они обычно – как считали астрономы до сих пор – в большей или меньшей степени располагались в центрах своих галактик, подобных Млечному пути.

Но, как написала команда Михаеля Треммеля из Йельского университета в научном журнале Astrophysical Journal Letters, такие черные дыры могут иметь и своих сестер, которые способны странствовать по своим галактикам, пронзая их до самых внешних краев в так называемых галактических гало – газовых регионах, шарообразно окружающих галактики.

В своем исследовании астрономы команды Треммеля, используя новейший способ космического моделирования (Romulus), пришли к выводу, что в галактиках типа Млечного пути могут находиться сразу несколько сверхмассивных черных дыр.

При этом они считают: «Крайне маловероятно, что одна из таких странствующих черных дыр приблизится к нашему Солнцу настолько, что это окажет влияние на всю Солнечную систему. (…) Мы склоняемся к оценке, что соответствующее приближение подобного странника к нашему Солнцу теоретически возможно не чаще одного раза в 100 миллиардов лет. То есть этот период превышает возраст вселенной в десять раз».

Так как странствующие сверхмассивные черные дыры чрезвычайно удалены от центров своих галактик, причем некоторые из них могут находиться даже за пределами галактических дисков, очень маловероятным представляется и то, что они дополнительно поглощают газы. По этой причине они оказываются практически невидимыми. «Сейчас мы работаем над вопросом, каким образом возможно опосредованно подтвердить существование таких черных дыр на основании данных наблюдения космоса», — говорит Треммель.