23:48 31.03.2018

Астрономы обнаружили сверхновую в коконе

Изучая архивные данные космического телескопа Kepler, астрономы неожиданно обнаружили вспышку звезды, которая прошла необычно быстро.

Когда звезды в конце своей жизни взрываются, их яркость на протяжении недель увеличивается до уровня сверхновой (супернова), после чего на протяжении длительного времени снова снижается. Но вот теперь международная группа астрономов неожиданно обнаружила сверхновую, у которой рост свечения продолжался всего 2,2 дня, а уже через 6,8 дня она снова снизилась до своего половинного уровня. Ученые предполагают, что взорвавшаяся звезда была окутана плотным газовым «футляром». И это может значить, что приборами был зафиксирован не сам взрыв, а выход ударной волны из этой оболочки. Об этом исследователи написали в журнале Nature Astronomy.

Армин Рест из Научного института космического телескопа в США и его коллеги стали теми учеными, которые при просмотре архивных записей космического телескопа Kepler обратили внимание на такую нетипичную вспышку звезды. Kepler использовался для поиска планет возле других звезд. Для этого телескоп в автоматическом режиме следил за яркостью примерно 150 тысяч солнц. И он фиксировал минимальное снижение яркости каждого соответствующего светила в момент транзита вращающейся вокруг него планеты по диску звезды, то есть в момент, когда планета оказывалась между звездой и телескопом.

В качестве побочного продукта телескоп Kepler собрал огромный массив данных о других изменчивых феноменах космоса, в том числе и о свехновых. «На протяжении десятилетий поиск сверхновых строился на том, что изменение их яркости происходило на протяжении недель», — написали Рест и его коллеги. — «И лишь только сейчас мы обнаружили событие, развитие которого стало настолько быстрым». Открытая таким образом супернова KSN 2015K стала самым экстремальным до сих пор примером среди всех «торопливых» звезд.

Рест и его коллеги проработали и проанализировали множество вариантов, которые могли бы помочь объяснить столь быстрые изменения яркости. И лишь один из предложенных сценариев, по мнению исследователей, мог бы объяснить наблюдавшуюся световую кривую. Эта версия предполагает, что до своего взрыва звезда была окутана плотным газовым коконом. Из-за этого астрономы не могли наблюдать за собственно взрывом звезды. И лишь тогда, когда возникшая вследствие взрыва ударная волна пробила кокон, космический объект резко засветился. При этом размеры кокона привели к тому, что энергия смогла быстро распределиться, из-за чего яркость тоже быстро снизилась.

При этом остается вопрос, откуда взялся этот кокон. Но на него у Реста и его коллег ответа пока что нет. Необходимы новые наблюдения за такими скоростными сверхновыми, чтобы понять предысторию таких звезд.

источник